Category:

Россия 2069: как будет выглядеть наше будущее через 50 лет? — Окончание

Иллюстрация: Анастасия Просочкина.

Медицина 2069: экзоскелеты, наночастицы и цифровая диагностика

То, что 15–20 лет назад казалось невозможным, уже часть нашей жизни. Хирурги оперируют с помощью роботов, мы носим с собой карманные измерители давления или пульсометры, нейросеть помогает отбирать рентгеновские снимки на предмет онкологии или туберкулеза, чтобы исключить врачебную ошибку. К настоящему времени для нас даже стало нормальным обращаться за помощью к телемедицине, где «теле» — совсем не о телевизоре. Яндекс вкладывает деньги в Яндекс.Здоровье, российский стартап DOC+ все ближе к построению доказательной медицины будущего, а «Педиатр 24/7» доказал, что можно удаленно помогать даже детям.

Геронтологи и ученые, которых пока все еще называют мечтателями, и вовсе хотят победить смерть. Обри ди Грей подчеркнул: еще пару десятилетий — и лекарство от старения будет найдено, а значит человек сможет жить на порядок дольше. И через 50 лет перед нами будет совсем другой человек — еще не робот, но уже не раб собственной природы. Такого же мнения придерживается и другой ученый, который ищет пилюлю от старости, — Алекс Жаворонков. Уже сейчас ИИ его компании выделил, какие молекулы определяют старение, и научился выделять молекулярные мишени старости.

Повсюду говорят об экзоскелетах, к примеру, экзоскелет HAL (Hybrid Assistive Limb, гибридная вспомогательная конечность) — первое в мире медицинское роботизированное устройство. Оно было представлено широкой публике в начале 2018 года. HAL — экзоскелет для нижней половины тела, который увеличивает силу носителя. Датчики устройства прикрепляются к ногам пользователя и считывают биоэлектрические сигналы, посылаемые мозгом в мышцы. Пациенты, использующие HAL, постепенно восстанавливают способность ходить самостоятельно. Применение экзоскелетов в терапии после перенесенных травм позвоночника позволит ускорить реабилитацию пациентов.

Ученые вовсю экспериментируют с геномом, но пока они пытаются действовать этично, китайский ученый пошел по другой стезе. Цзянькуй Хэ заявил, что создал первых в мире детей из отредактированных эмбрионов. Несмотря на то, что у этого заявления до сих пор не было научного подтверждения, все мировое научное сообщество и власти многих стран резко раскритиковали этот эксперимент как раз-таки из-за его этичности.

Медицину можно смело назвать зеркалом технологического развития человечества — времена, когда доктор Хаус мог по внешнему виду определить диагноз «волчанка», уходят в прошлое. Сегодня у врачей есть инструменты углубляться в устройство человека до уровня генома, а в будущем создавать индивидуальные для каждого лекарства — ИИ снизит стоимость такого производства, а тестирование на животных или людях больше не понадобится, машина спрогнозирует все возможные побочные действия еще до первого употребления. Иммобильность тоже останется в прошлом, через 50 лет понятие «доступная среда» станет анахронизмом — последствия любой травмы, влекущей за собой обездвиженность, ликвидируют экзоскелеты, управляемые сигналами мозга.

Несмотря на то, что все это звучит прекрасно и ново, хоть и стало нашей повседневной обыденностью, все равно остаются проблемы — люди не верят в силу лекарств, отрицают существование вирусов и заболеваний, не верят в прививки, что приводит к появлению эпидемий на территориях соседних стран.

Алексей Водовозов, российский научный журналист и медицинский блогер. Врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог

В медицине через 50 лет появится масса интересного и нового. Например, экзоскелеты. Они известны нам как примета космической фантастики — механическое усиление человеческих способностей при помощи различного навесного оборудования. Во вселенной StarCraft в тело бывшего морпеха Тайкуса Финдли в прямом смысле слова вкручивали крепежи его боевого скафандра, а лейтенант Рипли билась с королевой чужих в экзоскелете-погрузчике. Сегодня экзоскелеты интересуют в первую очередь военных, но и гражданские медики не отстают, потому что эти устройства могут способствовать полной ресоциализации людей с ограниченными возможностями, сделав эти возможности безграничными, тем более, если использовать нейроинтерфейсы. Прототипы экзоскелетов есть и в нашей стране. Один из проектов называется очень красноречиво: «Илья Муромец».

Еще одно перспективное направление — наномедицина или возможность следить, исправлять, конструировать и контролировать биологические системы человека практически на молекулярном уровне. При образовании опасного тромба в недоступной для эндоскопов области — в каком-то узком сосуде — современные врачи могут использовать наночастицы, несущие в себе тромболитики, способствующие устранению заболевания. На область нахождения тромба медики воздействуют электромагнитным излучением, одновременно вводя в кровоток ферромагнитный нанопродукт.

Активное внедрение технологий сделает цифровую диагностику важным трендом в медицине. Через 50 лет вполне возможно, что ИИ в этой области сыграет существенную роль. В 2013 году цифровые системы, такие как IBM Watson, начали обучать ремеслу врача-диагноста, «скармливая» им миллионы страниц медицинских руководств и историй болезней пациентов. Всего три года спустя машина превзошла человека в диагностике рака легких, показав точность, превышающую 99,9%.

Иллюстрация: Анастасия Просочкина

Искусственный интеллект: последняя профессия человека, синтез фильмов и управление роботами

ИИ сегодня — это помощник человека и одновременно предмет самой оживленной дискуссии в научном мире — произойдет ли порабощение ИИ и машинами всего человечества, способен ли ИИ устроить катастрофу на Земле, как хакеры смогут использовать его для организации киберпреступлений и даже войны — и еще много вопросов, которые пока не имеют однозначного ответа. Одно понятно: ИИ, пусть пока и слабый, в виде узкоспециализированных алгоритмов уже существует, а значит человечество уже сделало шаг навстречу к последнему пункту таблицы прорывных технологий — пункту, о котором нельзя говорить.

Инженеры из Йельского университета создали ИИ, способный усвоить социальные нормы и принять право на собственность. Чтобы эффективно взаимодействовать с человеком, алгоритмам необходимо иметь представление о социальных нормах и не нарушать их, а также соблюдать право человека на собственность. Исследователи научили ИИ различать принадлежащие и не принадлежащие человеку вещи, лишь несколько минут подержав их в руках. Робота обучали на основе двух моделей — четких инструкций («не бери мои вещи», «можешь взять мои вещи») и на основе его собственного опыта и попыток завладеть вещью.

Канадский стартап Greenlight Essentials в 2016 году запустил на Kickstarter сбор средств на фильм ужасов Impossible Things — «Невозможное». В написании его сценария принимал участие ИИ. Алгоритм проанализировал ужастики с лучшими сборами в прокате и собрал самые эффектные сюжетные ходы.

Нейросеть использовала технологию обработки естественной речи для анализа базы данных. В эту базу вошли описания фильмов и сведения о кассовых сборах. Алгоритм определил, какие именно сюжетные повороты обеспечивают фильму успех. Затем ИИ выбрал одну идею для фильма и подобрал для нее несколько сюжетных ходов. На основе этой выборки Greenlight Essential написали сценарий «Невозможного» — фильма о семье, которая переезжает в новый дом в глуши и начинает сталкиваться с проявлениями мистического.

У человечества существуют опасения, что ИИ способен нас поработить. Но есть хорошая новость: несмотря на то, что мы до конца не знаем, как будет устроен сильный ИИ, уже сейчас предпринимаются попытки разработать протоколы безопасности, чтобы не допустить выхода искусственного интеллекта из-под контроля. Как минимум, на этапе проектирования всегда можно ограничить сферу влияния ИИ, не давая много рычагов управления в одни руки. В будущем это может вырасти в серьезную науку.

Дмитрий Коробченко, инженер в области машинного обучения в NVIDIA

ИИ в будущем станет универсальным массовым инструментом для решения самых разнообразных задач по работе с любыми типами данных.

Например, компьютерное зрение выйдет на уровень качества, сравнимый с человеческим или превосходящий его. Компьютер сможет распознать на изображении любые объекты и взаимосвязи между ними или понять, какие действия совершаются на видео. Это серьезно поможет в области автономных роботов и других машин, которые с помощью камер и других сенсоров, получают визуальную информацию, необходимую для анализа окружающего мира.

Одна из причин успеха ИИ сегодня — большие объемы данных, доступные для обучения. Количество накапливаемых данных, в том числе статистики и опыта, растет экспоненциально, поэтому к некоторому моменту в дальнейшем будет собрано достаточно данных для того, чтобы обучить некий специализированный ИИ решать какую-то конкретную прикладную задачу лучше, чем самый опытный специалист в этой области. И, возможно, последней человеческой профессией будет архитектор искусственного интеллекта.

Похожая судьба может ждать людей творческих профессий, так как ИИ научится создавать все более богатый контент — стихи, романы, музыку, фильмы, игры). ИИ возьмет лучшее из творческого опыта талантливых людей и с помощью алгоритма, синтезирующего контент с высоким качеством, создаст произведение искусства. Сегодня это реализуется с помощью генеративных состязательных нейронных сетей (GAN).

С синтезом фильмов ситуация не менее интересная. Представим, что у нас есть сценарий нового крутого блокбастера. Но вместо того, чтобы отдавать его в производство и потратить $100 млн на съемки, просто отдадим наш сценарий ИИ, и он синтезирует фильм, соответствующий сценарию. Здесь можно организовать разный уровень контроля того, что мы хотим получить на выходе. Например, если нам не очень важны детали, можно отдать просто сам сценарий или даже его каркас. А можно и наоборот — подробно прописать все детали, задать некие визуальные образы и даже внешний вид актеров. Актерам-людям здесь тоже придется конкурировать с виртуальными актерами, которых будет синтезировать и анимировать ИИ. Если пойти немного дальше, сам сценарий тоже может написать ИИ.

Ядро сильного ИИ, скорее всего, будет основано на принципах машинного обучения с подкреплением. Сегодня эта технология показывает успехи в различных виртуальных играх: ИИ играет в различные игры, такие как шахматы, го или компьютерные стратегии.

Сильный ИИ во время анализа данных будет способен проводить более сложные рассуждения, делать нетривиальные выводы, находить закономерности и связывать разные области знания. Примером такого ИИ может быть чат-бот, с которым можно просто поговорить ну любую тему.

Одна из характеристик сильного ИИ — самообучение. Не нужно будет натаскивать ИИ, как маленького ребенка, долго показывая ему, как надо. Достаточно будет просто сформулировать цель и дать доступ в интернет или возможность исследовать окружающий мир самостоятельно, и он сам научится, как достигать эту цель и решать нужную задачу. Например, такой сильный ИИ мог бы управлять неким роботом, целью которого может являться содержать комнату в чистоте или тушить пожары. Очень важным в таких системах будет формулирование правильных целей и ограничений для ИИ.

Иллюстрация: Анастасия Просочкина

Транспорт 2069: каршеринг, элитные машины для любителей адреналина и беспилотники

По оценкам Global Market Insights, объем глобального рынка каршеринга к 2024 году превысит $6,5 млрд. По данным на прошлый год (2017-й, если что) в каршеринге задействовано порядка 120 тыс. автомобилей, а к 2020 году эта цифра вырастет в десять раз.

К 2040 году в крупных городах будет создана полностью беспилотная транспортная инфраструктура, то есть все транспортные средства будут передвигаться без водителей, необходимость в которых исчезнет, говорится в исследовании PWC. При этом беспилотники становятся настолько доступными, что на них уже можно покататься на российских дорогах — по Иннополису и Сколково, а с 2019 года это можно будет сделать и в других городах.

При этом беспилотный транспорт затрагивает не только возможно летающие такси и наземные автомобили без водителя. Так, РЖД в феврале 2019 года проведет тестирование беспилотных электропоездовна Московском центральном кольце. При этом те же РЖД на днях провели испытания дронов-разведчиков, которые смогут прибыть на место аварии раньше человека, оценить ее масштаб и передать данные в ремонтное депо. А российская компания Cognitive Technologies провела первое тестирование собственной системы управления беспилотной сельскохозяйственной техники.

Автономное вождение — это то, что в очень ближайшем будущем позволит кардинально поменять всю концепцию транспорта. Человек перейдет от покупки автомобиля себе к использованию автомобилей как сервиса. Пикап, внедорожник, кабриолет — по нажатию кнопки и только для этого человека. Это будет такое же персональное комфортное пространство для перемещения, по подписке, без головной боли о парковке, страховке, обслуживании.

Это то будущее, которое сейчас называется Mobility as a Service. В какой-то момент мы поняли: если посмотреть на технологический стек, который нужен для того, чтобы реализовать такой сервис, — у нас было все (cервис заказа автомобиля, навигация, информация о дорожной ситуации в реальном времени), кроме непосредственно технологии автономного вождения. Поэтому мы ее сделали в виде беспилотников Яндекса.

Директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артем Фокин.

Пока автономность беспилотников будет неполной, водителю придется контролировать процесс езды в отдельных случаях. Спустя еще десятилетие, в 2030-х годах, возможно, и раньше, транспортные средства перестанут нуждаться в человеке. А к 2040 году транспортная система городов будет уже полностью беспилотной и автономной.

Основными игроками на рынке беспилотных автомобилей на данный момент являются ведущие автоконцерны: Tesla, Mercedes-Benz, Audi. Ford и BMW планируют выпустить первые беспилотники уже к 2021 году. Планы по созданию беспилотных машин также анонсировали компании Toyota, Uber (совместно с Volvo) и Gett (с Volkswagen Group). По словам директора по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артема Фокина, беспилотники станут нормой для Москвы менее чем через пять лет.

Взаимная интеграция общественного и личного транспорта — ожидаемый конец тотальной эпохи потребления, которая привела к многокилометровым пробкам, негативным последствиям от выбросов двигателей внутреннего сгорания и экономическим кризисам из-за зависимости цен на нефть. Но несмотря на то, что Uber, Tesla и Яндекс уже вовсю тестируют беспилотники, обещая их скорый выход на все улицы городов, человечество еще каких-то полвека назад мечтало о более масштабных переменах — о космическом личном транспорте как у Хана Соло или о телепортации.

Беспилотниками же уже никого не удивишь, а аэротакси находятся в стадии испытаний и доработки. То, что человек перестанет в ближайшее время передвигаться только в двух плоскостях — уже ни у кого не вызывает сомнений. Впрочем, тут в историю вмешиваются урбанисты и сторонники умных городов. Человек в ближайшие несколько десятилетий и вовсе откажется от личного автотранспорта — в нем просто не будет надобности. На улице будут ждать беспилотные такси, каршеринг и, может быть, Hyperloop. Однозначно одно — двигатели внутреннего сгорания уходят в прошлое, а за электромобилями будущее.

Ольга Ускова, российский предприниматель, президент группы компаний Cognitive Technologies

Через 50 лет пассажирский транспорт разделится на два класса. Транспорт первого, самого массового типа — удобные пространства на колесах, которые будут непрерывно курсировать по дорогам и доставлять людей из точки А в точку Б. При этом человек не будет владеть таким транспортом, а лишь оплачивать свою транспортировку определенного уровня комфорта и развлечения во время поездки. Таким образом, ответственность за автомобиль будет минимальной — снимаются вопросы владения личным транспортным средством, его хранения, ремонта, парковки.

Второй тип транспортных средств будет малочисленным — автомобили «для спортсменов и коллекционеров». Такие машины будут нужны, как и породистые лошади в конюшнях, — исключительно для поддержания престижа и статуса. Ездить за рулем элитных транспортных средств владельцы, скорее всего, будут на специальных полигонах — там, где есть возможность как следует разогнаться и проявить себя как водитель-экстремал. Дизайн таких машин будет максимально олдскульным, с механической коробкой переключения передач и другими особенностями, которые позволят водителям проявить свое мастерство и выдержку. Очевидно, что владельцы этих машин будут представлять опасность для окружающих из-за их «адреналиновой» езды.

Источник.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened