Categories:

8 уникальных русских храмов, которые ещё можно успеть увидеть-2

Окончание.

5. Рококо в Липецкой области

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 1930-е годы. Wikimedia Commons
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1947 годarch-heritage.livejournal.com
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годыe-Wiki. Видны остатки скульптуры архангела в нише на фасаде.

Покровская церковь в селе Репец (нынешняя Липецкая область) выстроена в 1760-е годы в усадьбе отставного гвардейца Кожина. Это постройка совер­шенно столичного уровня и один из немногих в России пример рококо в архи­тектуре. Храм украшен уникальной, невероятно богатой лепниной с объем­ными растительными украшениями. Краеведы предполагали, что к постройке могли быть причастны знаменитые мастера уровня Растрелли или Ринальди, но почерк настолько своеобразен, что вероятнее предположить авторство неизвестного европейского мастера. Образ райского сада в интерьере Покров­ской церкви трактован почти буквально — вместо колонн в храме рас­ставлены гипсовые стволы деревьев. Среди памятников русской архитектуры XVIII века не сохранилось ничего подобного.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2015 год© Артем Меньшиков / «Соборы.ру».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»
Строительные леса вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы© rustemple.narod.ru
Строительные леса внутри церкви Покрова Пресвятой Богородицы© rustemple.narod.ru
Усадебный дом Кожина. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

К сожалению, уцелело немногое. Стены стоят до сих пор, но разру­шение купола в 1942 году повлекло за собой медленную гибель интерь­ерной лепнины. В 2010 году были установлены леса и вычинены своды трапезной, но на том все и кончилось.В 2014 году закрылась школа, располагавшаяся в главном доме, и усадьба стала совсем бесхозной. Драгоценный подлинник может убить не только разруха, но и некачествен­ная реставрация — опыта бережной консер­вации руин в России практически нет.Еще один памятник, разрушенный настолько, что его остатки можно сохранить лишь с помощью консервации, — церковь Троицы в Пятой Горе, которая находится в 50 км к югу от Петербурга, в безлюдном и очень живописном месте. Разрушение кровли в 1960-е годы привело к размыванию стен. С 2010-х памятник словно стекает в землю, недавно рухнули западная и восточная полуротонды, обвалился фронтон одного из портиков. Многочисленные обращения общественников к Церкви и государству ни к чему не привели. Потрясающий опыт волонтеров, остановивших разрушение столь же пропащей церкви-руины в вологодском Крохино, вселяет надежду, но Ленинградская область пока не решилась на подобный поступок.

6. Русский классицизм в тверском бездорожье

Next1 / 5Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской областиФотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год© Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»
Восточный фасад церкви© BankGorodov.RU
Восточная сторона основного объема церкви© BankGorodov.RU
Колоннада церкви© BankGorodov.RU
Колокольня© BankGorodov.RU

Тему усадебных церквей, строив­шихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимир­ская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковьв подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.

7. Крестьянская классика Зауралья

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Першинском Курганской области. 1924 год. «Зауральская генеалогия» / kurgangen.ru.
Вход в верхнюю церковь. 1924 год«Соборы.ру»
Нижний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»
Верхний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

Великолепные храмы строились не только в дворянских усадьбах. В некоторых регионах, например в Зауралье, крестьяне имели возможность миром скиды­ваться на постройку первостатейных памятников. Покровская церковь, постро­енная в 1816–1873 годах по проекту губернского архитектора Васильева в селе Першинском Курганской области, с ее сложным объемом, пятиярусной коло­кольней, круглой лестничной ротондой при колокольне, оградой с павильоном и воротами классической архитектуры кажется монастырским или соборным комплексом. Деньги на строительство самоотверженно собирали крестьяне четырех окрестных деревень. Сегодня церковь ничья, кровля наполовину утрачена, кирпичная кладка в местах осыпания штукатурки в зауральском климате разрушается быстро.Курганская область имеет положительный опыт реставрации другого крупного и сложного храма, недавно находившегося в подобном состоянии. Украинско-барочная Трёхсвятительская церковь в селе Карачельском (1771) была отре­ставрирована в 2015 году в рамках федеральной программы «Культура России».

8. Калининградская готика

Повунденская кирха Святой Барбары. 1939 год.Flickr / Ruediger Bernoteit
Повунденская кирха Святой Барбары. Конец 1930-х — начало 1940-х годов. Flickr / Ruediger Bernoteit
Повунденская кирха Святой Барбары. 1898 год. Bildarchiv Ostpreussen

Поселок Храброво — это бывший Повунден, Восточная Пруссия. Стоящую здесь кирху Святой Барбары начали строить в 1324 году, а закончили к концу столетия. Ее, как и знаменитый Кафедральный собор Кенигсберга, основал епископ Иоганес Кларе. После войны собор был клубом, а с 1970-х годов опустел. Неф утратил кровлю, часть стен разобрана на нужды воинской части, но в 2006 году произошло событие, заставившее заговорить о памятнике: обвалившаяся штукатурка открыла хорошо сохранившуюся фреску с изобра­жением апостола Павла, современную зданию храма, уникальную по возрасту и сохран­ности. И все же никаких мер по консервации не было принято, а кры­ши над развалинами по-прежнему нет.

Кирха Святой Барбары в поселке Храброво Калининградской области© Юрий Бардун / Mapio.net / Fair use
Кирха Святой Барбары в поселке Храброво Калининградской областиeSosedi
Фреска XIV века изображающая апостола Павла на стене кирхи Святой Барбары. 2005 год© Alexey Yushenkov / CC BY-SA 3.0
Кирха Святой Барбары. 2014 год© Wikimapia
Кирха Святой Барбары© Mapio.net / Fair use
Кирха Святой Барбары. 2011 год© Mapio.net / Fair use

Этот адрес выбран произвольно среди десятков заброшенных средневековых памятников Калининградской области. Это целый ряд гибнущих храмов и замков XIV–XV веков, по большей части основанных во времена Тевтонского ордена. Наш глаз, к сожалению, привык к виду родных пепелищ и развалин, но гибнущая европейская готика смотрится непривычно. В описаниях многих памятников значится: «Во время войны кирха получила незначительные раз­рушения». Это правда: настоящая разруха пришла ближе к концу ХХ столетия. Сейчас ряд бывших кирх передан РПЦ, в руинах проводятся субботники, но финансирования по-прежнему нет.

Кирха в Алленау (поселок Поречье) начала XV века сохраняет многоярусную башню, несмотря на дыры от снарядов Второй мировой, но высокий готический фронтон, бывший ее наиболее яркой особенностью, рухнул в 2003 году. Совсем недавно, в 2012–2015 годах, полностью разрушилась многоярусная колокольная башня XVI века, сохранявшаяся от кирхи в Гросс-Энгелау (потом поселок Демьяновка, а ныне — полигон Балтийского флота). В официальных документах памятник не значился. 

 Источники:

  • Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961.
  • Выголов В П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991.
  • Мосунов Ю. П. Успенский собор в Перемышле. Архитектурное наследство. № 46. М., 2006.
  • Салимов А. М., Булкин В. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря. Архитектурное наследство. № 46. М., 2006.
  • Bachtin A., Doliesen G. Kirchen in Nord-Ostpreussen. Husum, 2000.
  • temples.ru

Источник. 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened