На ночь глядя с «Экономист»

Как думать о данных в 2019 году

Живые люди, а не абстрактные «данные» питают онлайн-экономику

«Данные», как теперь принято говорить, «это новая нефть». Подобно липкому черному минералу, который добывают из-под земли, все эти 1 и 0 бесполезны до тех пор, пока не превращаются в нечто более ценное. И это «нечто» — вы.

Семь из десяти самых дорогостоящих по рыночной капитализации компаний в мире являются технологическими фирмами. За исключением Apple, которая зарабатывает деньги продажей дорогих гаджетов, и Microsoft, которая взимает с компаний плату за свое программное обеспечение и услуги, все они основаны на привязке данных к людям. Google и Facebook хотят узнать как можно больше об интересах, действиях, друзьях и семье своих пользователей. Amazon имеет подробную историю поведения потребителей. Tencent и Alibaba являются цифровыми кошельками для сотен миллионов китайцев; оба знают достаточно о потребителях, чтобы предоставлять широко используемые кредитные баллы.

Технологические компании проложили путь — другие по нему идут. Потребительские бренды в каждой отрасли собирают данные о своих клиентах, чтобы улучшить дизайн и рекламировать товары и услуги. Правительства изучили эти фирмы и создали свои собственные системы для сбора информации о своих гражданах. Премьер-министр Индии Нарендра Моди цитирует Facebook как источник вдохновения. Это проявляется в постоянно расширяющемся доступе к Aadhaar — системе идентификации 1,3 млрд жителей Индии, которая требуется практически для всех мыслимых государственных услуг.

Эти данные являются ценными, и люди все больше это понимают — не в последнюю очередь потому, что личная информация так часто взламывается, просачивается или крадется. База данных Индии оказалась уязвимой для мошенников и злоупотреблений со стороны государства. Facebook потратил большую часть 2018 года на борьбу с нанесённым ущербом его репутации в результате многочисленных нарушений, в частности через консалтинговую фирму Cambridge Analytica. Список других компаний, которые пострадали от какого-то посягательства на собранные ими данные только в 2018 году, выглядит как перекличка фамилий семейств: Google, Marriott, Delta, British Airways, Cathay Pacific, Best Buy, Sears, Saks 5th Avenue, даже Panera Bread. Такие события вызвали тектонический сдвиг в общественном понимании сбора данных. Люди начали брать на заметку все данные, которые они кому-либо предоставляют.

И все же немногие изменили свое поведение в интернете, бойкотировали компании, занимающиеся слежкой за технологиями, или использовали то небольшое количество цифровых прав, которыми они обладают. Отчасти это связано с тем, что управление собственными данными отнимает много времени и является сложным даже для тех, кто понимает, как это делать. Но это также происходит из-за недопонимания того, что поставлено на карту. «Данные» — это абстрактное понятие, техническое и нематериальное. Гораздо более солидной является идея идентичности. Только когда под «данными» понимаются «люди», люди будут требовать ответственности от тех, кто стремится их получить.

Такая ответственность выходит далеко за рамки обязательства защищать чьи-либо данные кредитной карты. В век информации данные используются для определения того, какой доступ имеют люди к услугам. Рейтинги Uber определяют, кто вызывает такси; обзоры Airbnb (онлайн-платформа для аренды жилья. — Прим. aprosh) определяют, в какого рода жилищах вы готовы поселиться; алгоритмы приложения знакомств выбирают ваших потенциальных партнеров по жизни. Фирмы используют данные о местоположении и историю платежей, чтобы продавать вам свои изделия. Ваш онлайн-поиск может выяснить цену, которую вы платите за вещи. Те, кто имеет хороший кредитный рейтинг Zhima, управляемый дочерней компанией Alibaba, пользуются скидками и не вносят предоплату. Другие же получают мало предложений.

Когда они используются государствами, такие методы представляют еще большую угрозу. Алгоритмы, способные распознавать шаблоны в данных, могут точно определять диссидентов или даже тех, кто придерживается нетрадиционных мнений. В 2012 году Facebook экспериментировал с использованием данных для управления эмоциями. В 2016 году Россия использовала данные, чтобы повлиять на президентские выборы в США. Вопрос не в том, что кто-то делает что-то не так. Он в том, могут ли другие поступать неправильно с нами.

Мы, данные

Окаменелости прошлых поступков питают будущие экономические и социальные результаты. Правила конфиденциальности, правила защиты данных и новые законы, касающиеся использования алгоритмов, имеют решающее значение для защиты прав отдельных лиц. Но первым шагом к обеспечению справедливости нового информационного века является понимание того, что ценны не данные — ценны вы.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened