Categories:

Слепили из того, что было-2

Окончание.

Несколькими днями ранее региональные операторы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами из 26 субъектов подписали коллективное обращение Ассоциации "Чистая страна" к президенту страны Владимиру Путину с просьбой обеспечить по-настоящему плавный переход на новую систему обращения с отходами, и для этого предусмотреть в законопроекте лишь перенос сроков без негативных последствий для уже отобранных регоператоров. 

Президент АО "Управление отходами" Павел Бесшапов рассказал об опыте уже давно работающего в обсуждаемой отрасли регионального оператора: за время работы компании в рамках заключенных концессионных соглашений было создано в субъектах России 9 мусоросортировочных комплексов, 25 мусороперегрузочных станций и 5 современных полигонов общей мощностью около 2 млн тонн. Компания осуществляет свою деятельность на территории общей площадью более 200 тыс. кв. км. Российские предприятия разработали технологии, которые позволяют выполнить одно из главных требований федерального законодательства в сфере обращения с ТКО — значительно снизить полигонное захоронение. В настоящее время на полигонах размещается 95-97% отходов, то с применением российских технологий в течение 5-7 лет возможно доведение объемов захоронений на полигонах до 20-30%. 

Павел Бесшапов отметил значимость реализации мероприятий национального проекта "Экология", которая позволит сформировать в России новую отрасль по экологически безопасному обращению с отходами. При этом отмечается, что для реализации нацпроекта требуется большие объемы внебюджетных инвестиций — порядка 200 млрд рублей только на создание объектов по обработке отходов. Специфика отрасли должна привлечь долгосрочные вложения институциональных инвесторов.

Какие риски встают перед инвесторами и будет ли им выгодно финансировать отрасль?

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), член экспертного совета национального проекта «Экология» Светлана Бик отметила, что за 4 года реализации реформы Россия проделала колоссальный путь по созданию системы обращения с отходами, в настоящее время построен каркас отрасли: это свыше 50 нормативно-правовых актов, 5 регуляторов, занимающихся этой проблемой, утверждено 70 региональных программ в сфере ТКО, 80 субъектов Федерации установили нормативы накопления, 85 субъектов разработали территориальные схемы. Светлана Бик обратила внимание, что решение об общественном обсуждении территориальных схем принято уже после того, как на основе ряда территориальных схем были заключены договоры, а где-то уже началось создание необходимой инфраструктуры. В настоящее время в отрасли уже есть что терять, поэтому остановку ее нельзя допустить. Кроме того, состоялось 327 конкурсов по выбору региональных операторов, в том числе и 77 повторных конкурсов, но большинство регионов встали на этот путь и получили определенный результат, опыт, который можно использовать тем регионам, которые не успевают. В 231 зоне выбраны региональные операторы, по мониторингу НАКДИ 168 победителей конкурсов, которые стали региональными операторами. Из всех субъектов только Москва не объявляла и не проводила конкурсов. Подробнее о первых результатах формирования отрасли обращения с ТКО в аналитическом Докладе НАКДИ «Формирование новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами в субъектах Российской Федерации», который подготовлен по результатам независимого мониторинга 2016–2018 годов. 

Светлана Бик представила отраслевой портрет 168 компаний-победителей, в частности, среди них 22 унитарных предприятия и 146 коммерческих компаний, а с учетом подконтрольных государству региональных операторов 36 унитарных предприятий и 132 коммерческих компаний. В зоне обслуживания государственного сектора находится 22% населения, коммерческих компаний — 66%, в зонах обслуживания 12% населения региональный оператор не выбран. Было отмечено, что диалог нужно выстраивать не только с населением, но и с бизнесом, теми, кто вкладывает средства в реализацию задач реформы. Изменения в законодательстве создают неконкурентные условия для развития бизнеса, разрешая использовать существующие в настоящее время несанкционированные свалки. Фактическая реализация несанкционированных свалок — это яд для России в прямом и переносном смысле.

Кроме того, Светлана Бик отметила, что в России за 13 лет действия 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в сфере ТКО заключено 18 концессионных соглашений, суммарный объем инвестиционных обязательств — 30,2 млрд. руб. При этом в соответствии с национальным проектом «Экология» за пять лет в отрасль надо привлечь 182 млрд. руб. В настоящее время объем средств в пенсионной системе в России составляет 5 трлн руб., объем активов страховых компаний превышает 2,5 трлн руб., объем депозитов юридических лиц в банках России превышает 19 трлн руб., объем депозитов физических лиц в банках России превышает 26 трлн руб.

"То есть это 52 триллиона не инвестиционных, а просто сберегательных денег, которые не работают на строительство новой экономики. Но для инвестиций в отрасль специального назначения, которой и является ТКО, нужны специальные условия, чтобы привлечь эти деньги. Частному инвестору, для создания объектов, нужна возвратность и окупаемость. Что нужно населению? Заморозка роста платежей за коммунальные услуги. Но это не задача инвестора. Не надо сталкивать в лоб инвестора и население. В противостоянии победителя не будет. Инвестиции на войну не приходят. Если риски для инвесторов растут – денег будет меньше, и они будут дороже. Финансисты не будут финансировать отрасль, в которой идет война", — заключила Светлана Бик.

"Только государство может сбалансировать интересы инвесторов и потребителей. И решением должно стать скорейшее создание влиятельной публично-правовой компании для разработки и реализации профессиональной и ответственной стратегии отрасли с компетентными сотрудниками, выбранными по публичному конкурсу с существенным стажем в сфере ТКО".

Ознакомиться с презентацией выступления можно по ссылке.

На счет участия экспертов и общества в деятельности создаваемой по Указу президента публично-правовой компании высказался Александр Баженов, президент компании Инфракап: "Если публично-правовая компания будет строиться по модели реформирования ЖКХ – это будет бессмысленная история, так как если федеральная компания не берет на себя ответственность за предоставление услуг региональным операторам за размещение и утилизацию отходов, за использование федеральных ресурсов, таких как федеральные участки земли, которые не находятся вблизи от городов и которые могут быть использованы для строительствах всех этих новых комплексов без общественных последствий, то проку от этой публично-правовой компании будет немного. 

Те небольшие деньги, которые будут получены, должны четко контролироваться, не идут ли средства в те регионы, которые отказались от реформы. Идти туда они не должны. Для того, чтобы этот контроль был эффективным, надо в этих проектах указа увидеть участие представителей экспертного сообщества или общественной палаты, например, в составе наблюдательного совета публично-правовой компании. При таком накале политических страстей вокруг этой отрасли справедливо возникает вопрос: почему там сидят чиновники, половина из которых никакого отношения к отрасли никогда не имела? И по исполнению норм, которые, как мы подозреваем, будут нарушаться, работу Общественной палаты, которую ведет Альбина Дударева в первую очередь, нужно активно продолжать, фокусироваться на этих регионах для того, чтобы поддержать Росприроднадзор. Без политической и общественной поддержки реформа не состоится". 

Начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России, Матюхин Алексей: "Не обязательно вносить все затраты в тарифы для населения. Вся база создана законодательном уровне, есть возможность дифференциации тарифов, есть возможность установления льготного тарифа. Но не все регионы это сделали. 

При проверке тарифов мы столкнулись с недоверием, которое вызвано не самим тарифом, а конечной платой. Потому что в ряде случаев раньше мы с вами за это не платили, или платили в составе иной жилищной услуги. Главное с 1 января обратить внимание жилищным инспекциям внимание жителей на то, что платеж, который раньше мы платили за вывоз мусора, исключили из жилищной услуги и она пошла на снижение. Соответственно появится новая строчка – тариф за коммунальную услугу. Особое внимание нужно обратить внимание на те населенные пункты, особенно на частный сектор, где раньше такого платежа не было. Граждане получат совершенно новый платежный документ, и при этом никакая информационная разъяснительная работа не ведется, и нет никаких изменений. Люди готовы платить, если они видят и понимают, что есть какие-то изменения к лучшему. Но в ряде мест указанного не происходит". 

Цыпленков Сергей Александрович, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: "Несколько месяцев назад общественная палата РФ, ОНФ и Совет по правам человека выполнили поручение президента, проанализировали ситуацию, и пришли к вводу, что ситуация критическая, и нужно предпринять целый ряд срочных мер. В итоге мы получили, что к недоверию со стороны общества добавилось недоверие со стороны бизнеса. 

Серьезная проблема создается этим очень поспешным законом. Что делать, и кто виноват? Надо попытаться ответить на оба вопроса. 

Значительная часть страны не готова к реформе с 1 января. Тот путь, который сейчас предложен, также является тупиковым, он не решает проблему образования отходов, управления отходами. 

Предложение: Общественной палате РФ, ОНФ и Совету по правам человека нужно обратиться к Президенту с просьбой использовать право вето. Мы понимаем, что не готовы ввести с 1 января то, что было запланировано. Перенос необходим, но не на 4 года, а на тот срок, который позволит внести разумные поправки в мусорную реформу, который позволит вспомнить о иерархии обращения с отходами, которая прописана в законодательстве и которую мы за редким исключением не наблюдаем. Может быть до конца первого квартала. 

И те, кто виноват в нынешней ситуации, должны быть наказаны, в противном случае мы и через 4 месяца, и через 4 года будем находиться в той же ситуации. Если населения и бизнес уже не верит, осталось только чиновникам перестать верить в реформу". 

На совещание поделиться опытом региона, который "готов" к старту реформы, приехал вице-губернатор Владимирской области Александр Байер. Он рассказал о ходе реформы в регионе и изменениях платежа населения, что важно правильно определить базу, в сравнении с которой растут платежи населения, и не пугать жителей, как это повсеместно сегодня тиражируется в СМИ, колоссальным ростом тарифа.

"Если привязаться к коммунальному платежу, то прирост коммунальной услуги 9,2%. К такому подъёму население готово ежегодно. И ничего не произойдет. Основная протестная угроза при работе с жителями Владимирской области – это угроза московского мусора. Легальную деятельность приобрели полигоны. Протестные настроения сильные, они содрогали область в прошлом году и планируются сейчас. Придется корректировать схему обращения с ТКО и полностью исключить появление мусора из других регионов. Владимирская губерния полностью готова к реформе, хотя и не может похвастаться современными полигонами".

Зленко Елена Геннадьевна, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию: "Часто ли мы принимаем не очень качественные законы? Бывает. Не все законы отшлифованы, выверены до конца. Поэтому законотворчество предполагает принятие сначала базового закона, а потом поправок к нему. Если наши институты предложат нам внесение изменений, то безусловно законодатели на это отреагируют. 

Этот закон принимался как мера реагирования на ту ситуацию, которую мы сегодня видели в выступлениях людей, в митингах. 

Поддерживаю решение обсуждения хода реформы в общественных палатах субъектов федерации. Проводить мониторинг нужно как можно более часто. Именно общественный контроль не позволит реформе превратиться в коррупционную, возить мусор на незаконные свалки и пр. 

Что касается тарифов — если у нас экономически здоровая ситуация, то тариф должен расти. Инвестиционная составляющая позволит нам строить новые производства. Как реагирует власть на рост тарифа — если власть умная, она компенсирует рост тарифа для населения, встает между населением и инвестором. Идет речь о компетентности руководителей субъектов. Нужно определить конкретных людей, которые в субъектах будут ответственными за проведение реформы". 

Ирина Рублева, член Технического комитета по стандартизации "Отходы и вторичные ресурсы" при Минпромторге России: "У нас есть сегодня стратегия развития промышленности, есть национальный проект. Возврат в хозяйственный оборот вторичных ресурсов является одной из ключевых задач, что прописано в Положении от Минпромторга России. 

Стратегия развития промышленности по переработке отходов, принятая Правительством в начале текущего года, предусматривает создание механизма циркулярной экономики и полную комплексную переработку отходов производства и потребления. Базовыми элементами отрасли отходопереработки должны стать экотехнопарки, которые представляют собой систему функционально объединённых предприятий. Критерии экотехнопарков, в частности, определяют главной задачей предотвращения экологического ущерба и вовлечения вторичных ресурсов в производственный оборот, а это в свою очередь должно повлиять на развитие направления ресурсосбережения в России. В этой связи должны решаться вопросы с постепенным повышением платы за размещение отходов, чтобы в конце концов сделать переработку приоритетной перед захоронением. 

Не правильнее ли сейчас выбрать приоритет и направить средства на строительство высокотехнологичных объектов, которые в будущем сгенерируют новый поток для операторов – возврат вторичных ресурсов. Это денежный поток, который уменьшает тариф. Мы можем не ждать до 2023 года и прийти к той ситуации, когда будут построены объекты, таким образом мы будем следовать тем целям, что установлены в нацпроекте и придем к снижению тарифа для населения. Чем позже начать реформу, тем дольше тарифы будут высокими. 

С населением нужно работать, нужно объяснять, почему тариф повысился — потому что больше не будет плохо пахнущих помоек, будет переработка, и в будущем эта переработка снизит тариф". 

Ознакомиться с презентацией выступления можно по ссылке.

Не остался без внимания и вопрос по риску отмены самостоятельной реализации расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП), возникший вследствие инициативы Министерства финансов Российской Федерации о переносе экологического сбора в Налоговый Кодекс, и ставший главной темой обсуждения на прошедшем 17 декабря 2018 г. в Общественной палате РФ круглом столе. Категорическое "НЕТ" высказали этому законопроекту представители бизнеса, ассоциаций, Общественной палаты и профильных Министерств. 

"Одним из важных направлений для развития отрасли переработки является продвижение концепции "РОП", где самостоятельная ответственность должна быть приоритетной при построении отрасли. В этой связи инициатива Минфина о внесении изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих объединение экологического и утилизационного сборов в один налог, сводит на нет все усилия производителей продукции, импортёров и переработчиков, которые за прошедшие три года начали совместно создавать систему сбора и переработки продукции, утратившей свои потребительские свойства. Конечно, в этом направлении не все гладко с практикой правоприменения, с отчётностью, есть недобросовестные участники рынка, но в целом механизм РОП начал развиваться, в предприятия начали поступать инвестиции. А это значит, что будет решаться вопрос с сокращением отходов, которые попадают на полигоны и свалки. Нельзя допустить, чтобы всё было опять в одночасье изменено. Это не способствует выполнению Поручений президента о построении отрасли переработки, а значит, разрушает доверие к власти", — отметила Ирина Рублева. 

По словам Альбины Дударевой, председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ: "Необходимо вернуться к начатой в 2018 году разработке закона о вторичных ресурсах, потому что в логике ресурсосбережения, в которой должна жить наша страна, мы можем получить очень хороший экономический эффект. Эта отрасль может не только пополнить линейку производимой продукции, но еще и способствовать рациональному природопользованию без необходимости извлекать из недр дополнительные ресурсы. 

Сегодняшняя реформа и так приостанавливает развитие переработки отходов, ведь для того, чтобы переработать отходы необходимы инвестиции, а их, как мы предполагаем, нет, так как для инвестиций нужна особая конкурентная среда. А если разрешили свалки, конкурентной среды для переработчиков не будет. 

Законопроект, смягчающий переход к новой системе обращения с отходами принят группой непрофессионалов, которые провели его быстро, не оценив последствия, потому что гнали сроки, и правительство вынуждено было отреагировать, чтобы не допустить всеобщего незаконного размещения отходов. 

В случае экологического и утилизационного сборов у правительства еще есть время. Если столько профессиональных людей говорит, что это плохо для экономики, то нужно еще раз оценить возможные последствия, тщательно продумать механизм сбора и расходования средств во благо экологического благополучия людей". 

Амирхан Амирханов, врио руководителя Росприроднадзора также прокомментировал предложение Минфина России: "Если будет принят закон о переходе на экологический налог, то все средства уйдут в бюджет, и мы не получим ни копейки на решение текущих задач в отрасли". 

Альбина Дударева поблагодарила участников совещания за живое участие в столь важной для страны теме, а также отметила, что законодатели, принимавшие новые поправки, не учитывали того факта, что система обращения с отходами касается каждого — в том числе и их самих. Экология нашей страны, чистый воздух, вода — это вещи, на защиту которых нужно становится сообща, поставив общечеловеческие интересы во главу совместной деятельности. К вопросам реализации реформы обращения с отходами необходимо привлекать экспертов, представителей научного круга, общественников, чтобы вырабатывать максимально эффективные пути решения насущных проблем. 

По итогам заседания Общественная палата Российской Федерации полагает целесообразным внести следующие предложения:

1. Общественной Палате РФ, Совету по правам человека и Общероссийскому Народному Фонду обратиться к Президенту РФ с просьбой использовать право вето и не подписывать принятый законопроект, поскольку заложенные в нем решения не имеют под собой никаких убедительных обоснований целесообразности остановки реформы.

2. Для выхода из сложной ситуации в связи с задержкой в ряде регионов подготовки к переходу на новую систему обращения с ТКО, предоставить таким регионам дополнительный срок подготовки длительностью не более 12 месяцев, в течение которого они обязаны осуществить все необходимые действия по запуску реформы.

3. Для решения системных проблем в отрасли ТКО предусмотреть скорейшее создание влиятельной публично-правовой компании для разработки и реализации профессиональной и ответственной стратегии отрасли с компетентными сотрудниками, выбранными по публичному конкурсу с существенным стажем в сфере ТКО.

По материалам: НАКДИ, ОНФ, OnlineTambov

Опубликовано на сайте Экологического пресс-центра.

Источник: http://ecopress.center/page4410599.html

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened