В пещере в джунглях Борнео ученые обнаружили древнейший образец изобразительного искусства в мире

Пещерный рисунок на Борнео насчитывает не менее 40 тыс. лет, поднимая интригующие вопросы о творчестве в древних сообществах

Эту интересную статью я обнаружил уже вечером в сегодняшней «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) — и, несмотря на позднее время, не поленился сразу же перевести для вас.

Ученые обнаружили, что рисунок внизу слева — самая древняя из известных фигур, нарисованных человеком. Возможно, представлять собой тип дикого крупного рогатого скота. Фото: Люк-Анри Фаге.

Карл ЦИММЕР (Carl Zimmer).

На стене пещеры в непроходимых джунглях Борнео есть изображение толстотелых животных с веретенообразными ногами, нарисованное красноватой охрой. Оно может быть и грубое, но ему ведь более 40 тыс. лет, сообщили ученые в среду, назвав его древнейшим образцом изобразительного искусства в мире.

До сих пор самыми древними из известных фигур, изготовленных человеческом, считались скульптуры из слоновой кости, найденные в Германии. Ученые подсчитали, что этим статуэткам лошадей, птиц и людей не более 40 тысяч лет.

Исследователи нашли и более древние рукотворные изображения, но то — абстрактные узоры из пересекающихся линий. Переход к изобразительному искусству представлял собой важный сдвиг в осознании людьми окружающего их мира — и, возможно, самих себя.

Находка также демонстрирует, что древние люди, находившиеся за несколько тысяч миль друг от друга, каким-то образом совершили творческий скачок примерно в одно и то же время.

«Это по-существу произошло одновременно на противоположных концах планеты», — подтвердил Максим Обер — археолог Гриффитского университета в Австралии и соавтор статьи, опубликованной в журнале «Нэйче» (Nature).

Археологи на протяжении веков открывали пещерные рисунки и древние скульптуры, но только в середине ХХ века стало возможным точно определить их возраст. Следы радиоактивного углерода присутствуют в некоторых типах произведений искусства, и ученые определяют их возраст, измеряя время полураспада углерода.

В 1950-х годах радиоуглеродная датировка картин в пещере Ласко на юге Франции показала, что изображения лошадей и других животных были сделаны 15500 лет назад. Впоследствии более тщательные исследования изображений в этой пещере показали, что им даже больше — 18 тыс. лет, что сделало их самыми древними произведениями искусства, известными на тот момент.

В конечном итоге даже более старое искусство появилось на свет. Другая французская пещера, называемая Шове, украшена рисунками животных, которые, по оценкам исследователей, датируются 37 тысячами лет.

В 2003 году Николас Конард из университета Тюбингена в Германии обнаружил фигурки из слоновой кости, которые оказались намного старше: до 40 000 лет. В течение многих лет эти скульптуры считались самыми древними произведениями искусства на планете. «И они были очень одиноки в этом смысле на протяжении длительного времени», — говорит доктор Конард.

Известняковые карсты в Восточном Калимантане, индонезийской провинции Борнео, где были найдены пещерные рисунки. Фото: Пинди Сетьяван.

Ученые подозревали, что там могли быть и еще более древние произведения искусства, но радиоуглеродное датирование не всесильно. На многих картинах в пещерах маловато углерода, чтобы точно датировать их. Более того, период полураспада радиоактивного углерода составляет всего 5730 лет. В образце, возраст которого 40 тыс. лет или больше, весь углерод, необходимый для датировки, давно распался.

Но в последние годы ученые разработали новый метод датирования.

Стекая по стенам пещеры, вода оставляет за собой полупрозрачную завесу минералов, называемых проточным камнем. Если в проточном камне содержится уран, он будет стабильно распадаться — и с предсказуемой скоростью — в торий.

В 2014 году д-р Обер с коллегами определили возраст проточного камня, который покрыл изображение животного из семейства свиней под названием бабирусса в пещере в Сулавеси. Они выяснили, что этому изображению не менее 35400 лет. Столь древний возраст находки ошеломил доктора Обера и его коллег, и они стали применять свой метод в других пещерных изображениях. Археолог из Технологического института Бандунга в Индонезии Пинди Сетьяван пригласил д-ра Обера и его коллег испробовать его на Борнео.

Д-р Сетьяван и Ади Агуз Октавиана из Индонезийского национального центра археологических исследований провели годы, изучая рисунки в отдаленных горных пещерах.  

Попасть туда было непросто. Им приходилось заплыть вверх по реке на лодке в тропический лес, а затем в течение нескольких дней с рюкзаками за плечами подниматься в горы, расчищая себе путь с помощью мачете.

За два полевых сезона исследователи посетили шесть пещер. Они удалили куски проточного камня над рисунками и использовали образцы для определения минимального возраста обнаруженного под ним древнего произведения искусства.

Ученые также обнаружили под проточными камнями несколько рисунков; эти образцы позволили им определить их максимальный возраст. Выяснилось, что самым ранним изображением в пещерах было красно-оранжевые контуры и рисунки животных. Самый старый из них был покрыт поточным камнем, который сформировался 40 тыс. лет назад. На этом рисунке изображено четвероногий животное, как считает д-р Обер, под названием бантенг — представитель рода настоящих быков, обитающий в Юго-Восточной Азии.

Поскольку 40-тысячелетний проточный камень накрывает изображение бантенга, рисунок наверняка значительно старше его — и, следовательно, это самое древнее из известных образцов изобразительного искусства на планете.

Трудно сказать, когда люди впервые начали делать эти пещерные рисунки, но одну интригующую подсказку даёт отпечаток человеческой ладони. Проточный камень над ним насчитывает 23600 лет, а другой под ним — 51800 лет.

Объединив доказательства, вытекающие из этого отпечатка руки и изображения бантенга, можно заключить, что люди начали заниматься искусством в пещерах Борнео где-то между 52 и 40 тысячами лет назад.

Новое открытие показывает, что люди на Борнео делали образные изображения одновременно с людьми в Европе — или, возможно, даже за тысячи лет до европейцев.

Теперь доктор Обер и другие исследователи ломают голову над тем, что вызвало эти всплески творчества.

Отпечатки ладоней в другой индонезийской пещере, похожие на те, что были найдены рядом с рисунком быка. Фото: Кинеш Риза.

Ясно одно: изобразительное искусство в истории нашего вида возникло поздно.

Древнейшие окаменелости Homo sapiens, найденные в Марокко, составляют 300 тыс. лет. Прошлогоднее исследование генетического разнообразия современных людей указывает на то, что популяция начала разбредаться по Африке между 260 и 350 тысячами лет назад.

Сегодня каждая культура создаёт какое-то искусство, и вполне вероятно, что люди в Африке более 200 тыс. лет назад тоже были к этому способны. Но в течение жизни тысяч поколений нет никаких доказательств того, что люди действительно занимались изобразительным искусством. Ближе всего к нему находятся абстрактные гравюры, вытравленные на раковинах или кусках охры.

Только намного позже наш вид распространился за пределы Африки. Выходцы из неё проникли в Юго-Восточную Азию и Австралию, возможно, уже 70 тыс. лет назад. Исследователи полагают, что современные люди добирались до Европы намного позже — примерно 45 тыс. лет назад.

Д-р Обер предположил, что несколько тысяч лет спустя какие-то сообщества охотников и собирателей нашли места с хорошим запасом продовольствия, либо создали новые виды инструментов, и таким образом возникли более многолюдные популяции. В этих сообществах люди, возможно, начали пробовать создавать символические изображения и картинками.

«Когда они приходили в определенное место и их население разрасталось, они делали наскальные рисунки, — говорит д-р Обер. — Ранние рисунки и фигуры могут представлять собой иллюстрированные истории, содержащие важную информацию о выживании в трудные времена. Или, возможно, рисунки помогали людям объединяться с другими в группы, поощряя их к сотрудничеству -«своего рода клей для соединения ячеек общества».

Если это так, то древнее изобразительное искусство может быть найдено всюду, где была высокая плотность населения древних людей, включая Африку, Азию или Австралию.

Существует много примеров раннего пещерного искусства, которые были датированы новейшим методом проточного камня. «Они повсюду», — говорит д-р Обер.

На данный момент, однако, он хочет вернуться в пещеры Борнео и выяснить, как древние люди создавали эти замечательные изображения. Помимо их произведений, никто не нашел следов тех, кто когда-то там жил.

«Мы хотим отправиться туда и произвести раскопки, — сказал д-р Обер. — Хочется узнать, кто эти люди. Мы хотим знать, как они жили. Мы хотим знать всё».

Исследователь из команды д-ра Обера обследует рисунки в пещере. Фото: Пинди Сетьяван.

Оригинал статьи.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened