На ночь глядя с «Экономист»

Китай надеется, что большая новая выставка оправдает его протекционизм

Выставка всего — от шриланкийской корицы до американских автомобилей

Понимание намерений Дональда Трампа терзало Китай с момента вступления того в должность. Так продолжалось и на минувшей неделе, когда американский президент сделал высказывания, которые могли бы сигнализировать о большой эскалации в торговой войне двух стран или о том, что она близка. «Я думаю, что мы многое сделаем с Китаем», — сказал он в интервью Fox News. Но, добавил он, если переговоры начнутся, Америка станет вводить тарифы на все товары из Китая. При том, что годовой импорт Китая вместе с тарифами достиг 250 млрд долларов, Америка могла бы ориентироваться на оставшиеся 267 млрд долларов.

Двусторонняя встреча между г-ном Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином в конце этого месяца на саммите G20 в Буэнос-Айресе должна определить, какой результат более вероятен. Во-первых, г-н Си будет настаивать на рассмотрении претензий Китая в суде. А 5 ноября он откроет огромную выставку в Шанхае, призванную продемонстрировать миру, что процветание Китая приносит пользу всем.

Китайские торговые выставки традиционно ориентированы на оказание помощи своим экспортерам в привлечении иностранных клиентов. Первое китайское международное импортное ЭКСПО будет направлено на то, чтобы помочь иностранным компаниям привлечь китайских покупателей. Г-н Си, а также бесчисленные китайские официальные лица и руководители бизнеса заявят, что Китай не стремится к профициту торговли.

Тем не менее, выставка также должна подчеркнуть некоторые напряженности, усиленные торговой войной. Основная жалоба американской администрации (г-н Трамп) не на то, что Китай стремится к профициту торговли, а что он дискриминирует иностранные фирмы, например, требуя от них передать Китаю технологии для выхода на его рынок. На фон того, что многие страны отправляют на ЭКСПО официальные делегации и имеют там национальные павильоны, отсутствие правительства Америки не пройдёт незамеченным. В частном порядке его официальные лица заявляют, что выставка малопродуктивна — и что они не хотят подыгрывать китайской пропаганде.

По крайней мере, публично, иностранные компании проявляют больший энтузиазм. Приедут и немало американских боссов, надеясь продемонстрировать, что их компании не имеют отношения к торговой войне. Всего в ЭКСПО примут участие около 2800 фирм из более чем 130 стран. Будут крупные автопроизводители (БМВ, «Форд» и «Тойота»), группы производителей продуктов питания («Нестле», «Юнилевер» и «Каргилл»), электронные фирмы («Самсунг», «Сони» и «Куалкомм») и многие другие. Поскольку Китай предоставил более дешевые выставочные площади развивающимся странам, наряду с транснациональными корпорациями будут торговцы пряностями из Эфиопии, производители фруктов из Лаоса и шляпники из Эквадора.

Публикации в китайских СМИ утверждают, что выставка должна предложить, по крайней мере, отличную маркетинговую возможность. И некоторые иностранные фирмы могут завязать там полезные связи: по оценкам организаторов, выставку посетят более 150 тысяч покупателей, в первую очередь — китайских. Нужно не так уж много сделок с китайцами, чтобы поднять состояние, скажем, производителя Шри-Ланки.

Но в частном порядке некоторые крупные компании ворчат. Экономика Китая давно выросла настолько, что ярмарки должны ориентироваться на конкретные отрасли промышленности, если они не будут громоздкими, а выставка охватывает все, начиная от биомедицинских исследований и заканчивая мебелью. Даже акцент на импорт не так важен, как выставление счетов: в настоящее время большинство китайских торговых ярмарок способствуют импорту наряду с экспортом. Крупнейшее ежегодное мероприятие, широко известное как Кантонская ярмарка, было переименовано в 2007 году в Китайскую выставку импорта и экспорта. Фирмы также обеспокоены ощущением политического давления. Много пользы это не принесёт, говорит один из участников, но если останешься в стороне, это привлечёт внимание.

От компаний, желающих угодить Китаю, непременно пойдёт поток похвал за организацию такой выставки. К нему следует отнестись с осторожностью. У фирм просили объявлять о крупных сделках в течение шести дней. Европейский дипломат рассказал, что шесть месяцев назад к нему обратилось китайское министерство торговли с просьбой побудить фирмы из его страны повторно объявить в ходе выставки о заключении последних соглашений о продажах или о предстоящих. Смысл в том, что они хотят получить возможность дать мощный толчок импорту после закрытия выставки.

Критики простят такие публичные трюки, если Китай также воспользуется возможностью, чтобы сгладить более глубокие поводы для недовольства. Правительственные советники заявили, что 5 ноября в речи г-на Си прозвучит нечто значительное. Один из вариантов — более существенные тарифные сокращения; тарифы на импортируемые автомобили, например, были урезаны в этом году до 15%, но по-прежнему высоки по мировым меркам. Или могут быть объявлены новые права на иностранную интеллектуальную собственность. Карло Д'Андреа из Торгово-промышленной палаты Европейского союза в Китае говорит, что для того, чтобы выставку сочли успешной, она должна быть не просто шоу.

И всё же главное достоинство выставки — её символическая ценность. Рост китайского импорта является долгосрочной тенденцией. В 2000 году Китай был лишь восьмым по величине импортером в мире, на который приходилось тогда около 3% мирового импорта. В прошлом году он стал уже вторым, уступая только Америке, и его доля выросла более чем на 10%. На протяжении большей части последних трех десятилетий центральное место в экономической стратегии Китая занимало расширение экспорта. Устраивая эту выставку, г-н Си демонстрирует, что правительство не только приветствует превращение Китая в сверхдержаву в сфере импорта, но и хочет ускорить его.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened