На ночь глядя с «Экономист»

Фаст-фуд летит на беспилотнике

Доставка дроном уже не кажется диковинкой

Марон Кристоферссон с нетерпением ждет, когда закончится настил новой крыши в его офисе в центре Рейкьявика. Дело не в том, что старая крыша прохудилась, а в том, что новая будет подогреваться. Г-н Кристоферссон — хозяин Aha (одна из крупнейших компаний электронной торговли в Исландии. — Прим. aprosh), которая доставляет товары из ресторанов и магазинов в столицу Исландии. Подогреваемая крыша позволит его дронам взлетать и приземляться на макушку здания в течение всей зимы, не нуждаясь в очистке от снега.

Когда примерно десять лет назад дроны — небольшие электрические винтокрылые машины — завладели вниманием общественности, для них придумали всевозможные коммерческие применения. Некоторые из них, такие как геодезическая и аэрофотосъемка, правоохранительная деятельность, уже стали рутинными. Но вот одна пока — нет. Это идея поставок потребительских товаров. В 2013 году Джефф Безос, владелец Amazon, сказал, что его интернет-магазин испытывает именно такую систему. Другие предложили использовать дроны для доставки лекарств и фаст-фуда. Однако дальше различных демонстрационных полетов дело так и не произошло.

Эта медлительность была вызвана не столько технологической неготовностью, сколько осторожностью регулирующих органов. В большинстве стран людям не разрешается летать на беспилотных летательных аппаратах над другими людьми, рядом со зданиями или вне поля зрения оператора. Коммерческая деятельность строго регламентируется, и некоторые рейсы требуют оформления авиационными властями. Это привело к тому, что операторы беспилотников оказались на жестком поводке, а регулирующие органы столкнулись с новой формой авиации. Однако медленно, но верно некоторые регуляторы начали смягчать правила, поскольку операторы приобрели опыт и продемонстрировали хорошую безопасность.

Ужин в пути

Исландия — типичный пример. В августе 2017 года г-н Кристоферссон объединился с компанией Flytrex — израильской службой беспилотников. И они вместе убедили транспортные органы Исландии разрешить им начать доставку товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов через пролив Видейярсунд, который отделяет Рейкьявик от его восточного пригорода. Организаторы доставки загружают грузы весом до 3 кг в дрон на одной стороне пролива, потом тот автономно летит по фиксированному маршруту и приземляется на другой стороне, где уже другая команд разбирает привезённые товары и развозит их к местам назначения.

«Мы многому научились», — говорит мистер Кристоферссон. Вот хотя бы — влияние погоды. В Исландии часто сыро и ветрено, а дрон, используемый для этой операции, не может летать под дождем, и по соображениям безопасности Aha в плохую погоду им не пользуется. В итоге дрон простаивает на земле примерно в половине случаев, когда он нужен. Зато уж когда он всё же может лететь, то экономит время и деньги, потому что полет занимает всего 4 минуты вместо 20 или более, необходимых, чтобы на автомобиле пересечь пролив Видейярсунд.

Опыт, накопленный ими в организации перелётов через Видейярсунд, позволил Aha и Flytrex получить разрешение на использование 12 других маршрутов через Рейкьявик, включая поездки по суше. И оперативное пространство снова было расширено — дроны нынче порой отклоняются до 700 метров по обе стороны от фиксированных маршрутов. Так что теперь товары могут доставляться прямо на задние дворы зарегистрированных клиентов, которые получили разрешение своих соседей на полеты у них над головами.

Эти клиенты могут заказывать товары с помощью онлайн-приложений и, если позволяет погода, выбрать доставку дроном. Большинство магазинов и ресторанов, которые сотрудничают с фирмой Aha, расположены недалеко от её офиса, откуда отправляются товары, предназначенные для доставки заказчикам. Затем они сотрудник компании загружает их в дрон и отправляет его, после ввода адреса с помощью ручного устройства, в полёт. Клиент получает сообщение, что дрон уже в пути, и может через приложение следить за его приближением на карте. Когда беспилотник прибывает, клиент вводит ПИН-код в приложение, чтобы подтвердить доставку, а дрон опускает его пакет на шнуре. Если кто-то попытается дёргать шнур, тот отрывается от беспилотника.

Третьим по счёту дроном — водонепроницаемой версией аппарата, который может летать под дождем, — г-н Кристоферссон надеется наладить доставку в большее количество мест, осуществляя до 100 рейсов в день. Дроны, изготовленные китайской фирмой DJI, не используют для навигации видеокамеры или радар. Для определения своего места нахождения они полагаются исключительно на GPS — для безопасности у них на борту есть целых три независимых GPS-системы. Но даже несмотря на то, что беспилотные летательные аппараты улетают из поля зрения офиса Aha, их постоянно контролируют во время полёта, поэтому, если что-то пойдет не так, их можно вернуть или приказал совершить аварийную посадку, медленно планируя и издавая громкий предупредительный шум.

Ярив Баш, босс Flytrex, говорит, что система доставки дронами, как показал исландский пример, начинается с фиксированных маршрутов, но постепенно она становится более амбициозной, начиная появляться и в других местах. Его компания, например, собирается помочь запустить службу, которая будет использовать дроны для доставки пакетов в Холли-Спрингс в Северной Каролине. Транспортная компания Uber также планирует начать доставку еды беспилотниками.

В следующем месяце в Сингапуре беспилотный самолет, созданный европейской аэрокосмической группой Airbus, начнет переправлять запасы и запчасти на корабли, стоящие на якоре в открытом море. Airbus работает над этим проектом вместе с морской компанией «Вильгельмсен». В «Вильгельмсене» считают, что использование беспилотных летательных аппаратов снизит стоимость доставки на суда до 90% и будет безопаснее отправки этих грузов с берега по воде катерами. Alibaba, крупнейшая компания электронной коммерции в Китае, занимается поставками беспилотных летательных аппаратов на ряде фиксированных маршрутов через обширный промышленный парк Шанхая Цзиньшань и планирует начать аналогичные операции в других областях.

Общим признаком этих новых беспилотных услуг является то, что они избегают плотно застроенных районов. Несмотря на первоначальные прогнозы, что, мол, беспилотные летательные аппараты будут использоваться для доставки фаст-фуда и других товаров горожанам, реальность оказалась совсем иной. Прежде всего, существуют ограничения на полеты на всех самолетах в многоэтажных кварталах, таких как Манхэттен или центр Лондона. Нелегко также найти места для приземления дронов или зависания за окнами зданий. Экономии не получается. В городах типичные расстояния для доставки фаст-фуда могут составлять менее километра, для чего прекрасно подходят мопеды или велосипеды. А вот Рейкьявик — город малоэтажный да ещё и с разбросанными районами. Среднее расстояние, на которое там доставляется еда, составляет там около 7 км.

Если регуляторы продолжат смягчать требования, перестав ограничивать полёты пределами прямой видимости, доставка на дальние расстояния беспилотными самолетами станет особенно привлекательной. В некоторых случаях, однако, может потребоваться другой тип дрона. Один из них только что завершил шестимесячные испытательные полёты в Танзании. Этот дрон построен немецкой фирмой «Вингкоптер» и относится к типу, известному как «поворачивающийся несущий винт». Это означает, что он использует свои несущие винты для вертикального взлета и посадки, но для горизонтального полета наклоняет их вперед, чтобы те работали как пропеллеры самолета. Это новшество, которое также начинает использоваться и для пилотируемых вертолетов, приводит к значительному увеличению скорости и дальности. Между тем, в соседней Руанде фирма под названием Zipline даже не беспокоится о вертикальном взлёте. Её беспилотные летательные аппараты — небольшие, самолеты, запускаемые катапультой.

В ходе танзанийских испытаний международная почтовая организация DHL использовала «Вингкоптер» для доставки медицинских принадлежностей из Мванзы, на берегу озера Виктория, примерно на расстояние 60 км в клинику на острове Укерве. А на обратном пути в Мванзу привозилась кровь и другие образцы пациентов клиники для лабораторного анализа. Полёт дрона занимал 40 минут, по сравнению с шестью часами по дороге и на пароме. Zipline, впрочем, и тут выходит за рамки испытаний. Её беспилотные летательные аппараты теперь регулярно используются для доставки крови для переливания в сельские клиники.

Безопасный режим

Скорее всего, доставка по воздуху жизненно необходимых медпрепаратов гораздо важнее, чем подвозить клиентам пиццу, пока она ещё горячая. Но по мере совершенствования технологии и при условии, что операторы смогут и дальше обеспечивать безопасность полётов, больше компаний, скорее всего, пойдут по стопам именно фирмы Aha и перейдут к доставке беспилотниками всевозможных потребительских товаров. Да и безопасность тоже все время повышается. Дроны уже можно электронно «окольцевать», чтобы они не попадали в опасные районы, такие как аэропорты. В настоящее время также разрабатываются небольшие автоматизированные системы предотвращения столкновений, которые не позволят беспилотникам во что-либо врезаться. Так что когда-нибудь, несомненно, появятся дроны, которые смогут безопасно лавировать в каньонах застроенных небоскрёбами городов. Но в ближайшем будущем это всё же будут лишь оголодавшие люди в захолустных городишках, которым невтерпёж и которые первыми выберут в своих приложениях быстрого питания опцию доставки еды дронами.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened