На ночь глядя с «Экономист»

В космической гонке преобладают новые соперники

Частные предприятия и растущие мощности сменяют монополию двух соперничавших в годы холодной войны держав

Юрий Гагарин.

Около 4500 спутников вращаются вокруг Земли, обеспечивая коммуникационные услуги и навигационные инструменты, ведя наблюдения за погодой и за Вселенной, шпионя и делая много всего ещё. Их запуски были когда-то делом вооруженных сил и космических ведомств сверхдержав. Сейчас они осуществляются в основном компаниями и правительствами развивающихся стран.

В первые годы космической гонки достичь орбиты было сложно. Между 1957 и 1962 годами 32% американских и 30% советских запусков потерпели неудачу. Аварии происходят и сейчас: 11 октября российская ракета прекратила полёт вскоре после запуска (оба члена экипажа приземлились невредимыми). Только государства могут брать на себя подобные риски, и даже если бы американские фирмы также готовы были к этому, их правительство не позволило бы им по соображениям национальной безопасности. Компании, желающие отправлять объекты в космос, в том числе телекоммуникационные фирмы, должны были делать это исключительно совместно с НАСА.

Падение "Союза" 11 октября.

Всё изменилось, когда европейские страны начали создавать пусковые установки через государственную компанию Arianespace, которая искала заказчиков среди производителей спутников по всему миру. Когда в 1986 году взорвался космический челнок Challenger, НАСА перестала запускать спутники. Она и, позднее, Пентагон стали новыми клиентами частных фирм, осуществляющих запуски космических аппаратов, а также спутниковых операторов.

Детище Илона Маска.

За последнее десятилетие рынок космических запусков Запада стал более конкурентным благодаря инновационному новому участнику — SpaceX. Но на развивающихся рынках государственные программы по-прежнему ведутся. В 2003 году Китай стал третьей страной, которая отправила человека на орбиту; Индия планирует последовать его примеру в 2022 году. Обе страны продают услуги по запуску частным клиентам. В 2014 году Китай легализовал частные космические полёты, но пока ни одна из его компаний еще не достигла орбиты самостоятельно.

Китайская ракета на старте.

Как и их предшественники эпохи холодной войны, у этих азиатских титанов есть стратегические цели, а также жажда славы. Им нужен независимый доступ к космической связи, разведке и навигации. Однако даже когда космос станет коммерциализированным, конкуренция в нём никогда не будет исключительно экономической.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened