На ночь глядя с «Экономист»

Почему Америка по-прежнему использует ракеты «Союз» для отправки своих астронавтов в космос?

Её собственная программа челноков закрылась в 2011 году

Прекрасен наш «Союз»!

Это была такая неудача, что приковала внимание всего мира: через две минуты после запуска космического корабля «Союз» с космодрома в Казахстане полёт на Международную космическую станцию (МКС) был прерван. К счастью, двое мужчин на борту, по одному из России и Америки, спаслись, испытав высокие перегрузки при входе в плотные слои атмосферы и посадке. Дмитрий Рогозин, глава российского космического агентства (Роскосмос) и политический деятель, заявил, что пилотируемые полёты будут приостановлены до тех пор, пока расследование случившегося не покажет, что пошло не так. Учитывая, что российская система «Союз» в настоящее время является единственным способом вывести людей на орбиту, это создает ситуацию, вследствие которой МКС может начать с декабря пустовать. И Америка бессильна сделать что-либо. Как же случилось, что она положилась на российскую ракету для доставки своих астронавтов на космическую станцию?

Ответ восходит к разработке американской программы Space Shuttle. Он был задуман в конце 1960-х как способ дать НАСА набор недорогих и многоразовых космических аппаратов. Фактически, к моменту последнего полёта челнока в 2011 году Америка, тратила на каждый полёт в среднем $ 1,5 млрд. НАСА рассчитывало использовать проект Constellation взамен шаттлов для полётов на МКС к 2014 году, а затем для полета астронавтов на Луну. Но этот проект был в 2010 году закрыт, поскольку затраты на него оказались непомерно раздутыми. В поисках других вариантов космическое агентство добилось определенных успехов в привлечении частных фирм, таких как SpaceX и Orbital ATK, для доставки грузов на МКС. И в 2014 году НАСА заключило контракты как Boeing, так и SpaceX на разработку корабля для отправки астронавтов на орбиту. Дата, когда эти корабли должны были быть готовы для летных испытаний, давно, однако, прошла. Она переносилась на 2017 год, затем — на 2018 года, а теперь уже и на апрель 2019-го для SpaceX и на середину 2019-го — для Boeing. Счётная палата США утверждает, что 2020 год — это самый ранний срок, когда американский космический корабль сможет достигнуть космической станции, если, конечно, всё будет идти, как запланировано.

На фоне перерасхода Америкой средств и отмены ею по этой причине своих программ, «Союз» имел ничем незамутнённый успех. Пилотируемые полёты на нём начались в 1967 году с трагедии (первый советский пилотируемый космический корабль серии «Союз» был запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт — Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Комаров, который погиб во время приземления. Прим. aprosh), но только один последующий полёт привёл к гибели людей («Союз-11»доставивший в июне 1971 г. первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Космонавты — командир, подполковник Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев погибли при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте. Прим. aprosh). Было осуществлено почти 140 полётов. Прерванный 11 октября полёт был только четвертым провалом, связанным с запуском или возвращением. Аналогично спроектированный грузовой космический корабль «Прогресс» провел более 150 полётов, и его постигли лишь три неудачи. Готовность России к перевозке пассажиров, включая космических туристов, дала НАСА и другим агентствам полезный запасной вариант, а политикам, ответственным за бюджеты и приоритеты, экономить значительную часть своего ежегодного космического бюджета. Основная сложность для иностранных космонавтов, использующих корабль «Союз», заключается в том, что они должны хорошо изучить русский язык. Но недавно Россия заявила, что ее обязательства по доставке американских астронавтов на МКС истекут в апреле 2019 года. Окончательная формулировка этого заявления во многом связана с довольно прохладным состоянием отношений между Америкой и Россией. Еще в 2014 году г-н Рогозин стал одним из тех россиян, в отношении которых Америка ввела санкции. Вскоре он написал в твиттере, что НАСА будет доставлять своих астронавтов на МКС с помощью «батута».

Расследование Роскосмосом недавнего провала, вероятно, продолжится до декабря — до последнего момента, когда три астронавта, находящиеся сейчас на МКС, должны будут использовать космический корабль «Союз», прежде чем его коррозионное топливо сделает корабль непригодным для полёта. Им также приходится беспокоиться по поводу недавно пробитой дыры в спускаемом корабле, которая, по словам г-на Рогозина, может оказаться результатом саботажа. Экипаж имеет достаточные запасы, чтобы оставаться на орбите дольше, но, скорее всего, вернется. Учитывая, что никакие пилотируемые полеты на МКС не планируются, зависимость НАСА от «Союза» может означать, что станция будет «беспилотной» в 2019 году. Она может работать без присмотра в течение длительного времени. Но есть большая вероятность, что больше ни один человек не полетит на неё до 2020 года. Это может в конечном итоге привести к отказу от МКС еще до 2025 года, когда, как ожидается, завершится американское финансирование.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened