Европа в разгар дня

Сегодня в разгар дня мы читаем крупнейшую итальянскую газету «Коррьере делла сера» (Corriere della Sera), что в переводе на русский означает «Вечерний вестник». Она издаётся в Милане с весны теперь уже страшно далёкого 1876 года. По данным статистического исследования 2005 года газета имела самый большой раскупаемый тираж среди газет Италии — около 620 тыс. экз.  

Сегодня мне попалась в ней сразу привлёкшая моё внимание статья на близкую мне экологическую тему (многим уже известно, что я редактирую международный сетевой ресурс экологического просвещения Эко. Знай). А привлекла она моё внимание необычным поворотом темы.

Дрова зимой загрязняют больше, чем автомобили (но мало кто об этом знает)

Сжигание древесины или торфа имеет меньшую теплотворность и образует опасные загрязнители, в которых очень мало экологичного

Лука КАРРА (Luca Carra).

Фото из газеты «Таймс» (The Times).

Лучшая пицца — безусловно, та, что приготовлена в дровяной печи. Один из самых приятных способов согреться в холодные зимние ночи, особенно если находишься в сельской местности или в горах, — это красивый дровяной камин или все более распространенные пеллетные печи (которые немного меньше загрязняют среду, чем древесина). Все это выглядит очень экологичным, учитывая, что древесина или торф относятся к категории возобновляемых видов топлива с низким или нулевым выбросом углерода. По этой причине Европейский союз все больше и больше пытается использовать для отопления и не только установки для сжигания биомассы. Хорошо, если бы только сжигание древесины не создавало при этом опасные загрязнители.

Измерение на окраине Дублина

Это смущающий результат итальянско-ирландского исследования, недавно опубликованного в «Устойчивости природы» (Nature Sustainability). Исследователи, в том числе Мария Кристина Фаччини, которая руководит Институтом атмосферных наук и климата отделения Национального исследовательского совета в Болонье, сумели идентифицировать различные источники PM1 (мельчайшей и, следовательно, более опасной для наших легких, сердца и мозга атмосферной частицы) на пиках ночного загрязнения в районе южного пригорода Дублина. В частности, пики концентрации PM1 были зафиксированы в течение двух ночей между 2016 и 2017 годами, когда концентрация тонкодисперсных частиц в воздухе превышала 300 микрограммов на кубический метр: цифры, которые будут, пожалуй, повыше убийственных уровней загрязнения воздуха, обычно более свойственным таким городам, как Пекин.

Различные виды топлива

«С помощью специального прибора, позволяющего выявлять различные загрязняющие вещества посредством масс-спектрометрии, предоставленного нашими лабораториями, было установлено, что компонент, связанный с использованием древесины и торфа в качестве топлива, значительно преобладает по сравнению с другими видами топлива — углём, нефтью и бензином: 70% и 30%, соответственно, — объясняет Фаччини. — И это несмотря на то, что те части дома, которые отапливаются древесиной или торфом, составляют всего 11% от его общей площади».  

По сравнению с наиболее эффективными видами топлива древесина и торф имеют более низкую теплотворность и, если они не сгорают в оптимальных условиях, выделяют в воздух потенциально вредные органические остатки, которые попадают в лёгкие людей при вдыхании. Таким образом, уточненный химико-физический анализ атмосферной пыли способен распознавать «отпечатки пальцев» различных видов топлива: в то время как мазут считается углеводородом, содержащимися в выбросах, древесина и торф оставляют заметный след в некоторых веществах (такие как левоглюкозан), образующихся при сжигании содержащейся них целлюлозы, тогда как уголь (образованный в миллионы лет под землей из окаменевшей древесины) давно уже не имеет растительных компонентов.

Не зацикливайтесь только на дорожном движении и промышленных выбросах

Дело в том, что становится всё более важным увязывать простое количественное измерение массы присутствующих в воздухе частиц с их химической природой, поскольку это добавляет качественную и количественную информацию, возвращающую от дыма выстрела к пистолету (то есть от следствия к причине. — Прим. aprosh). И мораль недвусмысленна: сосредоточение внимания только на дорожном движении и промышленных выбросах дает нам очень детальную картину атмосферных частиц, которая, по крайней мере, в лучшем случае, по-видимому, отличается от так называемого «зелёного топлива» — тех же дров и древесных гранул, во всяком случае, зимой. Однако эти твердые виды топлива также являются существенным источником загрязнения крупных городов с бурным уличным движением, таких как Лондон, Барселона и Париж, где, согласно другим исследованиям, доля этих видов топлива среди источников тонкодисперсных частиц составляет от 20 до 40% — в том числе и из-за перемещения загрязненных дымами воздушных масс из сельской местности в города. Как это ни парадоксально звучит, но при том, что дымовые трубы крупных промышленных предприятий и глушители автомобилей, конечно же, не безвинны, мы безусловно должны начать уделять больше внимания множеству каминов и дровяных печей, которые вроде бы такие «деревенские» и «зелёные».

Оригинал статьи.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened